X
Задать город Одесса по умолчанию? Да, согласен / Нет, спасибо
спектакль Дон Жуан в Одессе

Дон Жуан

Одесса, 24 мая 2014 г, 18:30
Одесский национальный академический театр оперы и балета Одесский национальный академический театр оперы и балета
пров. Чайковського, 1 тел.: 780 15 09
Одесса
+380445905555
Продажа закрыта
Опера Дон Жуан. Одесский Национальный Академический театр Оперы и Балета Опера в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта на либретто (по-итальянски) Лоренцо Да Понте, частично основанном на «Каменном госте» – опере Джузеппе Гаццаниги на либретто Джованни Бертати. Имеется также довольно большое количество более ранних пьес о Дон Жуане. Время действия: XVII век.Место действия: Севилья и ее окрестности.Первое исполнение: Прага, Национальный театр, 29 октября 1787 года. В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах. Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де Молина (1571 – 1648), впоследствии привлекал многих писателей, в том числе Мольера и Гольдони. В XIX столетии к образу Дон Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме и другие. Неоднократно использовали эту тему и музыканты: в 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка «Дон Жуан»; известен также целый ряд опер на тот же сюжет. В этих произведениях легенда о Дон Жуане получала разную трактовку. В некоторых из них, имеющих религиозно-поучительную окраску, Дон Жуан охарактеризован как преступный грубый сластолюбец, получающий заслуженное возмездие. Но нередко в его образе подчеркивались иные, привлекательные черты – бесстрашие, чувство чести, остроумие, вечные поиски идеала, смелый бунт против обветшалых норм морали. После огромного успеха своей оперы «Свадьбы Фигаро» в Праге Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет о Дон Жуане. К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года. Либретто, написанное Лоренцо Да Понте на итальянском языке, было выдержано в комедийном плане. Моцарт закончил оперу в Праге и написал увертюру на одном дыхании, за одну ночь. Премьера состоялась в Праге 29 октября того же года. Успех оперы превзошел успех «Свадьбы Фигаро». Для венской постановки (в мае 1788 года) Моцарт внес некоторые изменения, опера завершалась тем, что Дон Жуан проваливался в ад, а финальный секстет был убран, но, по счастью, затем восстановлен. Венская постановка не имела большого успеха, но опера быстро шла навстречу признанию, которое ждало ее во всей Европе, в том числе и в следующем столетии, когда она продолжала считаться театральным шедевром композитора. Теперешнее название оперы было не основным, а лишь подзаголовком. Первоначально она называлась «Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni» («Наказанный распутник, или Дон Жуан»). Как бы то ни было, оба – Моцарт и Да Понте – первоначально классифицировали свое произведение как «dramma giocoso» (буквально – веселая пьеса, то есть комическая опера). Два знаменитых анекдота, касающихся подготовки оперы, ярко иллюстрируют тот факт, что работа над ней велась в живом и веселом расположении духа. В своих великолепных «Мемуарах» либреттист Да Понте рассказывает: «Едва придя домой, я тут же принялся за работу… Бутылочка токайского справа, прямо передо мной чернильница, табакерка с севильским табаком слева. Юная шестнадцатилетняя красавица (которую я хотел бы любить, как дочь, но…) приносила мне то печенье, то чашку кофе, то просто вносила сияние своего личика… созданного как раз для того, чтобы пробуждать поэтический пыл и внушать остроумные идеи… Сначала я позволял ей очень часто заглядывать ко мне, но потом вынужден был сократить эти посещения, чтобы не терять слишком много времени на ласки, коих она была искусной мастерицей». Другой анекдот касается выходки самого композитора. На одной из репетиций Моцарта не устроило то, как исполнительница партии Церлины отреагировала на предложение – как можно предположить, слишком откровенное, – которое сделал ей на балу Дон Жуан. Композитор подошел к героине и сам сказал ей что-то эдакое, при этом шлепнув ее. В ответ он получил от нее пинок, на что удовлетворенно сказал, что такая реакция гораздо натуральнее, и теперь ее игра ему нравится. Существует легенда, что в Праге во время работы над оперой Моцарт и Да Понте встречались с Казановой, и тот служил им консультантом. Премьера оперы была назначена на 14 октября, но певцы не доучили партии, а сам Моцарт дописывал последние страницы партитуры буквально накануне премьеры, так что музыканты получили ноты прямо перед выходом на сцену. Музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал замечательно глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров. Дон Жуан Моцарта – образ сложный, многогранный. Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: моцартовский Дон Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии. Дон Жуан – не только плод музыкального гения Моцарта, но и создание Да Понте, окружившего великого соблазнителя тысячью препятствий и поставившего его в поистине затруднительное положение. Полумрачная, полукомическая атмосфера породила толки о загадочности главного героя, она дает богатейший материал для осмысления и различных трактовок оперы «Дон Жуан» в современных постановках. «Дон Жуан» – величайшая из когда-либо написанных опер. В подтверждение этого тезиса высказались, по крайней мере, три человека, имевших особое право на то, чтобы их мнение в этой области было услышано, – Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер. Бетховен, правда, отдавал предпочтение «Волшебной флейте», но это потому, что он считал сюжет «Дон Жуана» аморальным. П.И. Чайковский в своей статье 1873 года охарактеризовал оперу «Дон Жуан» так: «Моцарт – гений сильный, многосторонний, глубокий – устарел только своими формами инструментальной музыки; в области оперы он не имеет до сих пор ни одного соперника. …Если есть опера, которую можно назвать первой между всеми, то, не обинуясь, я отдал бы это первенство «Дон Жуану». …В «Дон Жуане» столько красоты, столько богатейшего музыкального материала, что его хватило бы на дюжину наших современных опер, авторы коих, гоняясь за реализмом, правдивостью, верностью декламации, забывают в своем наивном донкихотстве, что первейшее условие всякого художественного произведения – красота». Купить билеты на оперу Дон Жуан в Одесском Национальном Академическом театре Оперы и Балета вы можете на сайте Karabas.com

Заказать и купить билеты на Дон Жуан можно любым удобным способом - банковской картой VISA/MasterCard, онлайн через интернет, а также наличными - в кассе или курьеру, если закажете билет с доставкой.

Спектакль Дон Жуан в Одессе состоится 24 мая 2014 г, 18:30.

Опера Дон Жуан. Одесский Национальный Академический театр Оперы и Балета

Опера в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта на либретто (по-итальянски) Лоренцо Да Понте, частично основанном на «Каменном госте» – опере Джузеппе Гаццаниги на либретто Джованни Бертати. Имеется также довольно большое количество более ранних пьес о Дон Жуане.

Время действия: XVII век.
Место действия: Севилья и ее окрестности.
Первое исполнение: Прага, Национальный театр, 29 октября 1787 года.

В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах. Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де Молина (1571 – 1648), впоследствии привлекал многих писателей, в том числе Мольера и Гольдони. В XIX столетии к образу Дон Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме и другие. Неоднократно использовали эту тему и музыканты: в 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка «Дон Жуан»; известен также целый ряд опер на тот же сюжет. В этих произведениях легенда о Дон Жуане получала разную трактовку. В некоторых из них, имеющих религиозно-поучительную окраску, Дон Жуан охарактеризован как преступный грубый сластолюбец, получающий заслуженное возмездие. Но нередко в его образе подчеркивались иные, привлекательные черты – бесстрашие, чувство чести, остроумие, вечные поиски идеала, смелый бунт против обветшалых норм морали.

После огромного успеха своей оперы «Свадьбы Фигаро» в Праге Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет о Дон Жуане. К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года. Либретто, написанное Лоренцо Да Понте на итальянском языке, было выдержано в комедийном плане. Моцарт закончил оперу в Праге и написал увертюру на одном дыхании, за одну ночь. Премьера состоялась в Праге 29 октября того же года. Успех оперы превзошел успех «Свадьбы Фигаро».

Для венской постановки (в мае 1788 года) Моцарт внес некоторые изменения, опера завершалась тем, что Дон Жуан проваливался в ад, а финальный секстет был убран, но, по счастью, затем восстановлен. Венская постановка не имела большого успеха, но опера быстро шла навстречу признанию, которое ждало ее во всей Европе, в том числе и в следующем столетии, когда она продолжала считаться театральным шедевром композитора.

Теперешнее название оперы было не основным, а лишь подзаголовком. Первоначально она называлась «Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni» («Наказанный распутник, или Дон Жуан»). Как бы то ни было, оба – Моцарт и Да Понте – первоначально классифицировали свое произведение как «dramma giocoso» (буквально – веселая пьеса, то есть комическая опера).

Два знаменитых анекдота, касающихся подготовки оперы, ярко иллюстрируют тот факт, что работа над ней велась в живом и веселом расположении духа. В своих великолепных «Мемуарах» либреттист Да Понте рассказывает: «Едва придя домой, я тут же принялся за работу… Бутылочка токайского справа, прямо передо мной чернильница, табакерка с севильским табаком слева. Юная шестнадцатилетняя красавица (которую я хотел бы любить, как дочь, но…) приносила мне то печенье, то чашку кофе, то просто вносила сияние своего личика… созданного как раз для того, чтобы пробуждать поэтический пыл и внушать остроумные идеи… Сначала я позволял ей очень часто заглядывать ко мне, но потом вынужден был сократить эти посещения, чтобы не терять слишком много времени на ласки, коих она была искусной мастерицей».

Другой анекдот касается выходки самого композитора. На одной из репетиций Моцарта не устроило то, как исполнительница партии Церлины отреагировала на предложение – как можно предположить, слишком откровенное, – которое сделал ей на балу Дон Жуан. Композитор подошел к героине и сам сказал ей что-то эдакое, при этом шлепнув ее. В ответ он получил от нее пинок, на что удовлетворенно сказал, что такая реакция гораздо натуральнее, и теперь ее игра ему нравится.

Существует легенда, что в Праге во время работы над оперой Моцарт и Да Понте встречались с Казановой, и тот служил им консультантом.

Премьера оперы была назначена на 14 октября, но певцы не доучили партии, а сам Моцарт дописывал последние страницы партитуры буквально накануне премьеры, так что музыканты получили ноты прямо перед выходом на сцену.

Музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал замечательно глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров. Дон Жуан Моцарта – образ сложный, многогранный. Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: моцартовский Дон Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии. Дон Жуан – не только плод музыкального гения Моцарта, но и создание Да Понте, окружившего великого соблазнителя тысячью препятствий и поставившего его в поистине затруднительное положение. Полумрачная, полукомическая атмосфера породила толки о загадочности главного героя, она дает богатейший материал для осмысления и различных трактовок оперы «Дон Жуан» в современных постановках.

«Дон Жуан» – величайшая из когда-либо написанных опер. В подтверждение этого тезиса высказались, по крайней мере, три человека, имевших особое право на то, чтобы их мнение в этой области было услышано, – Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер. Бетховен, правда, отдавал предпочтение «Волшебной флейте», но это потому, что он считал сюжет «Дон Жуана» аморальным.

П.И. Чайковский в своей статье 1873 года охарактеризовал оперу «Дон Жуан» так: «Моцарт – гений сильный, многосторонний, глубокий – устарел только своими формами инструментальной музыки; в области оперы он не имеет до сих пор ни одного соперника. …Если есть опера, которую можно назвать первой между всеми, то, не обинуясь, я отдал бы это первенство «Дон Жуану». …В «Дон Жуане» столько красоты, столько богатейшего музыкального материала, что его хватило бы на дюжину наших современных опер, авторы коих, гоняясь за реализмом, правдивостью, верностью декламации, забывают в своем наивном донкихотстве, что первейшее условие всякого художественного произведения – красота».

Купить билеты на оперу Дон Жуан в Одесском Национальном Академическом театре Оперы и Балета вы можете на сайте Karabas.com

Подробнее
Свернуть
Подробнее